Бизнес-омбудсмен вступился в правительстве за онлайн-торговлю

Борис Титов добивается, чтобы Роспотребнадзор доработал свой законопроект о торговых площадках
Летом этого года Роспотребнадзор представил идеи регулирования торговых интернет-площадок (так называемые агрегаторы; например, «Яндекс.Маркет», Aliexpress, eBay)/ М. Стулов/ Ведомости

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов попросил вице-премьера Ольгу Голодец поручить Роспотребнадзору доработать законопроект, ужесточающий правила работы торговых онлайн-площадок (копия документа есть у «Ведомостей»). Письмо с просьбой бизнес-омбудсмена было отравлено 9 сентября. Титов факт его отправки подтвердил: «Это позиция интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, которую я поддержал».

Проект Роспотребнадзора не защитит права потребителей, а интернет-бизнес столкнется с негативными последствиями, говорится в письме.

Ранее с критикой предложений Роспотребнадзора также выступала Российская ассоциация электронных компаний (РАЭК). По словам Ирины Левовой из РАЭК, позиция ассоциации по поправкам Роспотребнадзора совпадает с позицией Мариничева и заключением Экспертного совета при правительстве России. В августе заключение было направлено министру по вопросам открытого правительства Михаилу Абызову, в Минкомсвязи и Минэкономразвития.

Летом этого года Роспотребнадзор представил идеи регулирования торговых интернет-площадок (так называемые агрегаторы; крупнейшие игроки на российском рынке – «Яндекс.Маркет», Aliexpress, eBay). Роспотребнадзор предлагал прописать в законе понятие «агрегатор товаров (услуг) в сети интернет» и приравнять его по обязанностям и ответственности к продавцам. Служба также предлагала ввести механизм временной блокировки сайтов – нарушителей закона, но по итогам публичных обсуждений отказалась от этой меры.

Участники Экспертного совета при правительстве указывали, что предложения Роспотребнадзора возлагают на владельцев интернет-ресурсов юридически и экономически не обоснованные обязанности, «надлежащее выполнение которых во многих случаях является невозможным». Возложение на торговые площадки в интернете обязанностей, которые может выполнить только продавец, владеющий товаром, неминуемо приведет к нарушению законов и грозит в том числе ликвидацией, опасается представитель «Яндекс.Маркета».

Принятие проекта даст преференции иностранным агрегаторам, отмечали участники Экспертного совета: иностранные торговые площадки не должны предоставлять покупателям информацию в том объеме, что российские игроки.

Роспотребнадзор утверждает, что его поправки распространятся лишь на агрегаторы, которые предоставляют онлайн-покупателям данные о товарах за деньги. «Если информационный посредник (агрегатор) предоставляет информацию потребителям на безвозмездной основе, то такой посредник не будет подпадать под новые нормы», – разъясняется в материалах службы, опубликованных на ее сайте.

Кроме того, говорится в материалах Роспотребнадзора, ужесточение закона для российских онлайн-торговцев не только не поставит их в неравные условия с иностранными конкурентами, но и, напротив, даст «явные преимущества перед зарубежными интернет-ресурсами». «Очевидно предположить, что гражданин захочет иметь дело с лицом, назвавшим свое имя (фирменное наименование), местонахождение и способы коммуникации с ним (контакты)», – сказано в пояснении Роспотребнадзора на его сайте.

Представитель Голодец не смог оперативно уточнить вчера, получено ли письмо Титова.